Previous Entry Share Next Entry
МИД о "Южном потоке", Украине, Сирии и золоте скифов
komitet_libya
Брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича, 2 декабря 2014 года
...
О резолюции Парламентской ассамблеи НАТО по Украине

Обратили внимание на принятую в ходе очередной сессии Парламентской ассамблеи НАТО в Гааге 24 ноября с.г. резолюцию «Поддержка суверенитета и демократии на Украине», представляющую собой очередной образчик эпистолярного мифотворчества. Близорукость изложенных в ней оценок не вызывает ничего, кроме недоумения.
Все «рекомендации» выдержаны в уже привычном политизированном ключе: вина за разжигание внутриукраинского кризиса необоснованно возлагается исключительно на Россию. При этом по-прежнему игнорируются последовательные усилия нашей страны по мирному урегулированию конфликта, а также непрекращающиеся нарушения украинскими силовиками минских договоренностей, использование тяжелых вооружений и техники против гражданского населения. В общем, до объективности далеко.
Повторяющееся же «выпячивание» решений Бухарестского саммита НАТО 2008 г. о том, что «Украина станет членом альянса», лишь подстегивает стремление киевских властей к пересмотру внеблокового статуса страны. Подобный подход, как мы уже не раз отмечали, несет в себе сильный деструктивный заряд, создает дополнительные препятствия для внутриукраинского урегулирования.

О работе в ОБСЕ по выработке нового соглашения о безопасности и сотрудничеству в Европе

В ряде СМИ, в том числе в газете «Известия», появились материалы о том, что Россия якобы собирается пересматривать Хельсинкский Заключительный акт. В этой связи поясню. Речь идет о другом. Мы не выступаем за принятие каких-то новых всеобъемлющих документов, а стремимся сформировать эффективную платформу для обсуждения современных вызовов для архитектуры европейской безопасности. Принципы, закреплённые в Хельсинкском Заключительном акте, не потеряли своей актуальности, их следует подтвердить в современных условиях, достичь консенсуса по их трактовке и реализации. Такая попытка уже была предпринята в подписанном в 1999 г. на саммите Организации в Стамбуле Хартии европейской безопасности.
Ещё в 2008 г. Россия предлагала запустить широкую дискуссию по этому вопросу в рамках проекта Договора о евробезопасности. Были и различные идеи международных координационных механизмов. Но все предложения России по вопросам совершенствования системы европейской безопасности постоянно наталкивались на требования наших партнёров выполнить какие-то предварительные условия или на аргументацию о недопустимости вмешательства в чей-то внутренний процесс принятия решений. Практика доказала, что такая логика ведёт в тупик.
Считаем работу над Хельсинкским Заключительным актом в 1975 г. образцом проявленной тогда всеми государствами политической воли к равному и открытому диалогу. Предлагаем следовать этому примеру. Хорошую возможность для такой широкой дискуссии представляет запущенный в ОБСЕ в связи с предстоящим в следующем году юбилеем Хельсинкского Заключительного акта процесс «Хельсинки плюс 40». Как и 40 лет назад, он мог бы способствовать разрешению накопившихся проблем, прояснению «правил игры» в отношениях между государствами и укреплению основ безопасности и сотрудничества на континенте.

О ходе расследования авиакатастрофы малайзийского «Боинга»

Продолжаем внимательно следить за ходом расследования причин катастрофы малайзийского авиалайнера над восточной Украиной. С сожалением отмечаем, что только теперь – по истечении более четырёх месяцев с даты катастрофы – уполномоченные лица посетили место события в целях осмотра, сбора, регистрации и изучения обломков воздушного судна. Остаётся надеяться, что такая затяжка не окажет негативного влияния на расследование причин трагедии, которое, согласно резолюции Совета Безопасности ООН 2166, должно быть всеобъемлющим, тщательным и независимым, соответствовать принципам международной гражданской авиации.
В этой связи вызывают определённую обеспокоенность заявления представителей компетентного органа Нидерландов, отвечающего за проведение расследования, из которых следует, что значительная часть фрагментов самолёта (в том числе со следами от поражающих элементов), «не представляет интереса» для комиссии по расследованию и их предполагается оставить на месте катастрофы. Полагаем обоснованным возникающий у экспертов и широкой общественности вопрос, насколько такой подход отвечает критериям полноты и объективности расследования катастрофы, способствует укреплению доверия к его результатам.


О ситуации вокруг выставки «Крым – Золотой остров в Черном море»

Внимательно следим за ситуацией вокруг возвращения из Нидерландов в крымские музеи экспонатов выставки «Крым – Золотой остров в Черном море». Этот вопрос по-прежнему остается открытым. Руководство музея Алларда Пирсона в Амстердаме, в котором была развернута экспозиция, в нарушение контрактов, заключенных с крымскими музеями, приняло решение оставить у себя на хранение экспонаты выставки «Крым ― Золотой остров в Черном море» из собраний четырех крымских музеев и заявило, что экспонаты будут возвращены стороне, в пользу которой будет вынесено решение нидерландского суда. Эта позиция музея была мотивирована требованиями Украины передать экспонаты в Киев.
Всегда исходили из того, что данную проблему следовало бы урегулировать на межмузейном уровне путем переговоров. Однако, несмотря на усилия крымских музеев, достичь этой цели не удалось. Как нам известно, 19 ноября с.г. крымские музеи обратились в суд Амстердама с иском к музею Алларда Пирсона с требованием исполнить обязательства по контрактам и вернуть экспонаты в Крым. Считаем это правомерным и логичным шагом. Музейные предметы не должны быть заложниками различных политических трактовок. Следует беречь единство коллекций, археологические предметы должны остаться там, где были найдены, хранятся и изучаются на протяжении десятилетий.

Что касается самой экспозиции, то она остается в музее Алларда Пирсона. 24 ноября с.г. в присутствии представителей крымских музеев была начата процедура ее перемещения в музейные хранилища. По имеющейся у нас информации, работа эта проводилась профессионально и без риска нанесения ущерба экспонатам.


О развитии ситуации в Сирии


Обстановка в Сирии остается напряженной. Несмотря на успехи правительственных сил на отдельных направлениях, принципиальных изменений пока не прослеживается.

Значительная по числу жителей и площади часть территории Сирии контролируется террористами, которые укрепляют там свои порядки, жестоко пресекая любые проявления инакомыслия. Население вынуждено мириться с этим и приспосабливаться к новой «власти».

Ведомая США коалиция, так и не решив задачу разгрома террористов в районе г.Кобане на сирийско-турецкой границе, перенесла основную тяжесть авиаударов на густонаселенный г.Ракка на Евфрате. В отсутствие независимых источников информации трудно определить, кто страдает от этого больше: ИГИЛ или оказавшееся «меж двух огней» мирное население. В любом случае, без координации с правительством в Дамаске предпосылок для скорого освобождения этого города нет.

Тем временем игиловцы постепенно расползаются к западу от Евфрата, замещая собой отряды других группировок, в том числе «Нусры» и «Исламского фронта», или сливаясь и подчиняя их. На прошлой неделе они объявили о создании своего «эмирата» в одном из пригородов Дамаска –Хаджар аль-Асвад.

При этом «светские» антиправительственные вооруженные формирования, которые были заметны на ранних этапах конфликта, деморализованы и утратили роль самостоятельного фактора. Война давно перестала быть «их войной», превратившись в противоборство правительственных сил с террористами и экстремистами, угрожающими целостности сирийского государства.

В этой ситуации в Москве видят свою задачу в продолжении содействия Дамаску в борьбе с терроризмом при одновременной поддержке усилий, направленных на политическое урегулирование внутрисирийских проблем на принципах Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. через широкой межсирийский диалог без предварительных условий и внешнего диктата. Исходим из того, что террористы представляют собой угрозу, которая требует решительной консолидации всех патриотов Сирии и призываем всех к этому.


Об аварии маршрутного такси с российскими туристами в Таиланде


В связи с не совсем достоверными сообщениями, появившимися в СМИ в отношении ДТП маршрутного такси в курортом городе Таиланда Паттайе с участием россиян, хотел бы ознакомить вас с последней информацией, полученной из Посольства России и Почетного консульства в этом городе.

В ночь на второе декабря маршрутное такси, перевозившее российских граждан из г.Паттайи в находящийся в окрестностях города отель Ambassador City Jomtien, попало в аварию. В результате ДТП пострадали 13 человек - 11 россиян, находившихся в маршрутном такси, и два гражданина Таиланда. Пострадавшие были доставлены в госпитали г.Паттайи «Бангкок госпиталь» и «Паттайя Мемориал госпиталь».

По последним данным, 10 россиян получили травмы легкой и средней тяжести. Им была оказана необходимая медицинская помощь и предписано амбулаторное лечение. Один россиянин М.А.Кузнецов, 1987 г.р., проживающий в г.Кемерово, находится в тяжелом состоянии. Он был прооперирован и в настоящее время находится в палате интенсивной терапии «Паттайя Мемориал госпиталь».

Сотрудники консульского отдела Посольства и Почетного консульства России в г.Паттайе находятся в постоянном контакте с супругой М.А.Кузнецова, а также с медицинским персоналом госпиталя.

Вопрос: Известна ли реакция иностранных партнёров России по «Южному потоку» на заявление Президента России В.В.Путина о прекращении проекта?

Ответ: Я встречался с реакцией панического толка, но лучше спросить у потенциальных участников.

Вчера Президент России В.В.Путин чётко определил нашу позицию. Второго мнения и других вариантов по этому вопросу быть не может.

Вопрос: С начала марта с.г. страны Запада обвиняют Россию в поддержке ополченцев на Юго-Востоке Украины, применяют санкции в отношении Российской Федерации. Кроме частичного ограничения импорта западной продукции Россия других мер не принимала. Будет ли расширен список ответных санкций в ближайшей перспективе? Есть ли предпосылки для нормализации отношений с США и ЕС?

Ответ: Эта тема часто обсуждалась. Хочу обратить Ваше внимание на интервью Президента России В.В.Путина турецкому агентству «Анадолу» накануне его визита в Анкару, где эта тема также затрагивалась. В.В.Путин подчеркнул, что введённые США, ЕС, Австралией и рядом других государств односторонние ограничительные меры в отношении нашей страны нелегитимны. Российский Президент в своём интервью ещё раз подчеркнул, что подобное давление наносит не только прямой экономический ущерб, но и угрожает международной безопасности. Рассчитываем на здравый смысл, который должен взять верх, на экономическую целесообразность дальнейшего развития сотрудничества с Россией – крупным торговым партнёром Евросоюза. С США объём торговли не такой значительный, но те сферы, которые затронули санкционные меры Администрации США, также достаточно чувствительны для американской экономики. Призываем преодолеть порочную логику ограничительных мер и угроз и переключиться на поиск конструктивных решений, в том числе в связи с тяжёлым украинским кризисом.

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, заявление пресс-секретаря украинского СНБУ А.Лысенко, заявившего, что в боевых действиях в районе донецкого аэропорта принимают участие российские спецподразделения, а также, что очередной прибывший с территории России гуманитарный конвой является прикрытием для поставок оружия сепаратистам?

Ответ: Г-н А.Лысенко всегда отличался броскими заявлениями, под которыми никогда не было фактурной базы. Вам как журналистам стоило бы обратить внимание на работу российских коллег, в том числе в районе донецкого аэропорта, и посмотреть, кто там реально воюет. Лучшее подтверждение происходящего – картинка с места, а не заявления чиновников.

Вопрос: ОБСЕ заявила, что киевские власти и представители ЛНР договорились о прекращении огня с 5 декабря. Как Вы оцениваете шансы на деэскалацию?

Ответ: Обратил внимание на короткий доклад специальной мониторинговой миссии ОБСЕ о достижении данных договорённостей. Если это произошло на самом деле (судя по всему, речь идёт о важных договорённостях между военными в рамках созданного механизма контроля и верификации между Украиной, Донецком и Луганском при содействии российской стороны), то это очень важный шаг с точки зрения деэскалации противостояния и реального движения к выполнению минских договорённостей, особенно Меморандума от 19 сентября с.г., в которых стороны обязались прекратить вооружённое противостояние и отвести на соответствующее расстояние тяжёлые вооружения и системы залпового огня. Если это так, то можем констатировать, что появляется реальный шанс на пути к снятию напряженности на Юго-Востоке Украины. По мере поступления большего объема информации прокомментируем её в особом порядке.

Вопрос: Состоится ли «на полях» СМИД ОБСЕ двусторонняя встреча Министра иностранных дел России С.В.Лаврова и Госсекретаря США Дж.Керри? Планируется ли в Базеле встреча по Украине в женевском формате?

Ответ: В рамках министерских встреч (особенно на многосторонних «площадках») у Министра иностранных дел России С.В.Лаврова всегда проходит много двусторонних контактов и бесед. СМИД ОБСЕ в Базеле – не исключение. Что касается контакта с Госсекретарём США Дж.Керри, то, как известно, недавно они плотно общались в Вене в рамках раунда переговоров по ИЯП.

У меня нет точных данных, но, насколько нам известно, американская сторона специально не запрашивала такую встречу. Но я совершенно не исключаю, что С.В.Лавров и Дж.Керри пообщаются «на ногах» или найдут иной формат для беседы, если это будет необходимо в рамках министерского заседания.

Вопрос: Госдепартамент США заявил, что Америка может усилить санкции, если поймёт, что Россия и Иран продвигаются в сфере экономического сотрудничества. Какой будет реакция России? Опасаемся ли мы дополнительных санкций? Будем ли принимать ответные меры?

Ответ: По санкционному вопросу, особенно в контексте заявления в ходе брифинга официального представителя Госдепартамента, имеет место нагромождение совершенно «разнокалиберных» тем. Только что закончившийся раунд в Вене привёл к очень важным договорённостям, которые стороны, в том числе США, условились дорабатывать в течение ближайших месяцев и выходить на полноформатное урегулирование данной проблемы.

Мы неоднократно заявляли об абсолютной нелегитимности санкций, особенно в этом контексте. Санкционная составляющая переговоров всем понятна. По результатам состоявшегося в Вене обсуждения есть понимание, как выходить на взаимоприемлемые развязки. Поэтому, прежде чем делать звонкие заявления, надо углубиться в «материю» и посмотреть на договоренности, достигнутые в том числе при активной роли Госсекретаря США.

Что касается боязни – мы мало чего боимся.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать появившуюся в СМИ информацию, что Президент США Б.Обама подписал указ, позволяющий США в 2015 г. оставить в Афганистане на несколько сотен военнослужащих больше, чем было оговорено ранее, хотя ещё в мае 2014 г. Б.Обама заявил об окончательном выводе американских войск концу 2016 г.?

Ответ: Мы обратили внимание на сообщения СМИ (подчеркиваю, что это именно сообщения, поскольку Белый Дом официально не информировал об этом документе) о секретном распоряжении Президента США об увеличении численности американского контингента в Афганистане, который останется в этой стране после истечения 31 декабря мандата МССБ. Если данная информация соответствует действительности, для нас она неожиданностью не стала. В Вашингтоне давно поговаривали о необходимости подстроить график вывода своих войск из Афганистана под реальные потребности, которые диктует военно-политическая обстановка в этой стране, а также задачи тех, кто там остаётся. Понятно, что многое будет зависеть от реальной готовности самих афганских национальных сил безопасности взять на себя всю полноту ответственности за стабильность в стране. Пока готовность этих сил обеспечить стабильность и безопасность в стране не ощущается.

Естественно, исходим из того, что любые возможные корректировки не должны противоречить положениям недавно подписанного между США и Афганистаном соглашения о статусе американских войск. Кроме того, недопустимо, чтобы их пребывание на афганской земле несло угрозу для других государств.

По-прежнему убеждены, что дальнейшее присутствие сил США и их союзников по НАТО в Афганистане, рассчитанное до конца 2016 года, требует наличия соответствующего решения Совета Безопасности ООН. При этом в нём должны быть четко определены параметры новой операции «Решительная поддержка», а также механизмы отчётности перед Совбезом и взаимодействия иностранного воинского контингента с миссией ООН в этой стране.

Вопрос: Ведется ли работа над новым договором о союзничестве и стратегическом партнерстве между Россией и Южной Осетией (аналогичный договор был подписан с Абхазией в 2014 году)?

Ответ: Вам известны оценки Президента и Министра иностранных дел России на этот счёт. Документ, который Вы упоминаете, отражает процесс развития обширной договорной базы наших отношений с этим соседним дружественным государством.

Совместно с партнерами мы постоянно работаем над совершенствованием международно-правовых основ взаимодействия с Южной Осетией. Для нас это отдельное внешнеполитическое направление, и речь совсем не обязательно должна идти о договорах или соглашениях, аналогичных российско-абхазским. Это может быть иная форма развития отношений на базе договорённостей, которые подписывались и утверждались в 2008 г.

Вопрос: Каковы ожидания от предстоящего 9-10 декабря очередного раунда Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье?

Ответ: Как и в ходе прошлых раундов российская делегация готова работать конструктивно, гибко подходя к дискуссиям и учитывая интересы всех их участников. Мы придерживались этой линии в ходе всех предыдущих раундов. Думаем, что и все остальные участники должны исходить именно из такого подхода. По-прежнему будем продвигать принципиальную для нас тему - заключение обязывающих соглашений о неприменении силы между Абхазией, Южной Осетией и Грузией. В очередной раз рассмотрим, как работает совместный механизм предотвращения и реагирования на инциденты в районе грузино-югоосетинской границы, обсудим насущные гуманитарные вопросы.

Не скрою, нас беспокоят предпринимаемые Тбилиси попытки представить недавнее подписание российско-абхазского Договора о союзничестве и стратегическом партнерстве в качестве какой-то угрозы для Женевских дискуссий. Мы неоднократно давали все пояснения относительно необоснованности подобных опасений. Могу еще раз со всей ответственностью заявить, что крайне важному для всех его участников Женевскому процессу ничто не угрожает. Искренне надеемся, что грузинская делегация в ее обновленном составе не станет пытаться вместо разговора о реальных проблемах укрепления безопасности и стабильности в регионе затевать бессмысленную политизированную перепалку по откровенно надуманным поводам.

Вопрос: Не могли бы Вы уточнить, ожидаются ли какие-либо международные последствия отказа России от реализации проекта «Южный поток»?

Ответ: Честно говоря, я не очень понял, о каких последствиях идёт речь. Президент России В.В.Путин чётко сказал, что «насильно мил не будешь». Мы найдём другие формы для реализации наших планов в связи с поставками газа в другие регионы. Последствия скорее должны просчитывать те, кто по сути «угробил» этот проект. Над этим реально нужно задуматься.

Вопрос: По итогам визита в Россию 26 ноября с.г. Министр иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии В.Муаллем заявил, что согласился встретиться с представителями сирийской оппозиции на московской «площадке». На каком этапе находится этот процесс? Ожидается ли такая встреча в ближайшее время?

Ответ: Очень хотелось бы с определённостью информировать о сроках созыва такой консультативной встречи. Пока идёт подготовительная работа, проводятся контакты с оппозицией. Если Вы внимательно следите за заявлениями лидеров сирийской оппозиции Х.аль-Бахры, Х.Гальюна, М.аль-Хатыба, то заметили, что у них разные позиционные подходы к урегулированию. Чем более представительно на этой встрече будет участвовать оппозиция, тем лучше. Сейчас идёт кропотливая работа по выстраиванию формата, который не будет подменять прямой диалог между правительством и всеми силами оппозиции в соответствии с принципами, которые закладывались в Женевском коммюнике от 30 июня 2012 г.

Более конкретно на данном этапе что-то сказать трудно. Могу лишь подтвердить, что работа ведётся. Исходим из того, что идея подобной встречи в Москве в принципе не отвергается различными оппозиционными силами, другое дело – в каком виде будет представлена оппозиционная сторона. Но это уже к ним вопрос. Хотел бы ещё раз сказать, что их участие не должно ограничиваться Национальной коалицией. Есть много других оппозиционных режиму сил, в том числе и внутри Сирии, которые также заинтересованы в диалоге о путях нормализации обстановки. Будем учитывать все эти элементы.

Вопрос: На фоне ухудшения отношений с Западом в российской внешней политике усиливается тенденция расширения сотрудничества со странами Востока. Не могли бы Вы прокомментировать взаимодействие России и Китая в АТЭС и в «Группе двадцати»? Способствовали ли санкции Запада усилению торгово-экономического взаимодействия России с Китаем?

Ответ: На эту тему широко и подробно высказывался Президент России В.В.Путин в ходе посещения Китая и участия в саммите «Группы двадцати» в Брисбене. В этой ситуации хотел бы просто подчеркнуть, что «разворот на Восток» - это скорее выдумка журналистов и политиков. Мы всегда сочетали западный вектор нашей политики с восточным направлением, где доминирующее положение занимает наш стратегический партнёр Китайская Народная Республика. Недавняя поездка Президента России В.В.Путина для участия в многосторонних встречах в формате АТЭС в Пекине показала, что потенциал нашего сотрудничества со странами АТР возрастает. Несмотря на широкий разворот активности в сторону восточного направления, мы вовсе не отказываемся от взаимодействия с Западом – это направление остаётся в нашей внешней политике. Не по нашей вине оно приобрело сейчас такие формы, резко сократив механизмы совместной работы. Надеемся, что западные партнёры проанализируют эту ошибочную линию и примут решение по восстановлению нашего диалога. Слово «многовекторность» в российской внешней политике отражает географические масштабы нашей стороны, которая является одновременно европейской державой и серьёзным восточным партнёром для государств Азиатско-Тихоокеанского региона.
http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/FB57AA5FCBA98687C3257DA2004594BB

?

Log in

No account? Create an account